СИМВОЛ | Энциклопедия Кругосвет
СИМВОЛ. Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТа – символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира.
У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси), символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы). За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры».
В сходном с указанным выше смыслом используется символ и в наши дни. Кроме того, в математике, логике и других науках символ означает тоже, что и условный знак. Многозначное употребление слова «символ» затрудняет дать ему общее определение, установить, чем же он отличается от других знаков. Ближе всего к пониманию специфики символа стоит трактовка художественных символов.
Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение. Прямое назначение изображения чайки на занавесе во МХАТе – быть эмблемой, то есть передать информацию о том, что данный театр именно МХАТ и ничего другого. Когда же воспринимающий осмысливает это изображение и переживает его как знак славной истории этого театра, оно для него выступает в качестве символа.
Ценностное значение символа – это нерасторжимый сплав интеллектуального, идейного начала и эмоциональной оценки. Идея и чувство в символе носят
В отличие от символа все остальные виды знаков допускают вполне рациональное и определенное, иногда однозначное истолкование их значения. В условных знаках это определенное (согласно соглашению) понятие. Например, в математике такие знаки как интеграл или дифференциал имеют однозначное определение. Эмблема в виде чаши и змеи определенно говорит о том, что речь идет об аптеке. Изобразительный знак, например, фотокопия однозначно указывает на то, что изображено и не на что другое.
Символ часто путают с аллегорией, ибо она содержит оценочный момент, обобщенность и некоторую неоднозначность. Но оценка в ней и обобщение носят рассудочный характер, а не эмоциональный, а поэтому допускают близкое к однозначности словесное формулирование заключенной в ней идеи, например, моральной заповеди в басне. Баснописец часто формулирует ее отдельно от образа и вполне в отвлеченном виде. Например, басня С.Михалкова Слон-живописец содержит идею, о том, что всем не угодишь, Лиса и бобер – что нельзя оставлять старых жен и связываться с молодыми женщинами,
Своеобразие символа связано не только с особенностью его значения, смысла, но и с характером его внешней стороны – «означающим». В отличие от условных знаков символ – мотивированный знак. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Обручальное кольцо как символ надежности и прочности (в принципе – вечности) брака своей внешней формой указывает на то, что он символизирует. Волга как символ России обязана этой роли не только своей исторической судьбе в жизни страны, но и таким своим физическим, природным качествам, как полноводность, широта, размах. Крест как символ христианства воспроизводит тот крест, на котором был распят Христос и т.п. Мотивированность присуща не только символу, но и другим знакам – изображению, аллегории, многим эмблемам, но в символе она помогает выразить эмоциональную оценку, содержащуюся в нем.
Отмеченные особенности значения символа обуславливают неразрывную, уникальную связь знака («означающего») и значения. Если значение условного знака, аллегории, эмблемы может быть передано другим знаком (например, вместо чаши и змеи надпись «аптека»), то значение символа и его «означающая» сторона составляют одно слитное целое. Означающее в символе не может быть без ущерба для смысла заменено ничем другим. Поэтому правильнее говорить, что значение в символе не обозначается, а выражается. Символ с полным правом можно назвать выразительным знаком.
При истолковании условного знака (а также аллегории, эмблемы) психологически происходит переход от внешнего к внутреннему, от означающего к означаемому, к значению. Этот переход осуществляется на основе ассоциативной связи. Сначала воспринимается, узнается означающее, а затем связанное с ним на основе соглашения, договора его смысл. Переход от знака к значению особенно ясно осознается при первом знакомстве со знаком, например, при обучении иностранному языку. Со временем, когда формируется навык (привычка) переход не осознается, но он не перестает существовать. Напоминают о нем затруднения, возникающие при «чтении», распознавании «означающей» стороны.
Значение символа воспринимается, понимается, переживается без перехода от означающего к означаемому. Оно «схватывается» сразу, целиком с помощью интуиции. С этой точки зрения символ – интуитивный знак. Его нельзя расшифровывать рассудочной мыслью.
В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические (миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные (произведения искусства, в особенности монументального).
Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии.
Любой символ в силу своих особенностей функционирует в обществе не просто как знак, несущий информацию. Это есть знак, который выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности.
Евгений Басин
символ — Викисловарь
В Википедии есть страница «Символ (значения)». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | си́мвол | си́мволы |
Р. | си́мвола | си́мволов |
Д. | си́мволу | си́мволам |
В. | си́мвол | си́мволы |
Тв. | си́мволом | си́мволами |
Пр. | си́мволе | си́мволах |
си́м-вол
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Встречается также устаревший вариант ударения: симво́л.
Корень: -символ- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ˈsʲimvəɫ]
мн. ч. [ˈsʲimvəɫɨ](файл)
Семантические свойства
ru.wiktionary.org
СИМВОЛ это что такое СИМВОЛ: определение — Философия.НЭС
СИМВОЛ
особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле.
Оцените определение:
Источник: Философия науки и техники: словарь
СИМВОЛ
знак, образ, взятый в своем значении. Различают символы как знаки языка науки и символы как образы, имеющие множество (бесконечное множество) смыслов или значений.
Оцените определение:
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Символ
simbol) — социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не способную быть выраженной адекватно-вербальным способом.
Оцените определение:
Источник: Словарь по культурологии
Символ
греч. «sumbolon», «приводящий к единству», «смыкающий») — указание на духовную инстанцию, данное через телесную (визуальную, звуковую и т.д.) фигуру, предмет, вибрацию; обнаружение «сакрального» в вещи, «смыкание с сакральным», его «ознаменование».
Оцените определение:
Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея
Символ
от греч. symbolon) — условный знак какого-нибудь понятия, какой-либо величины, принятых в той или иной науке; убеждение, взгляды, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому придается особый смысл, понятный иногда только посвященным.
Оцените определение:
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Символ
от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — материальный чувственно-воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения . Религиозная символика — первая форма символа. Почитаемые у греков и римлян божества земледелия, скотоводства, дома и государства получили устойчивые формы поклонения (см. статью «Культ»), в которых сопутствующие культовым обрядам предметы выступали их приметой, символом. Например, символ божественной власти Зевса — перун (молнии, которыми он испепелял своих врагов).
Оцените определение:
terme.ru
Как называется знак & где и зачем используют этот символ
Знак «&» называется красивым словом — «амперсанд». Образовано от английского «and per se and», что в переводе обозначает «как таковой и».
Символ & — используется в качестве дубля союза «и» или английского «and». Несколько сотен лет назад, амперсанд был последней буквой английского алфавита и являлся полноправным союзом-буквой, обозначающим соединение чего-либо.
Зачем используют амперсанд «&» в современное время – история возникновения
Ответ на этот вопрос лежит в далеком прошлом. Первостепенно, знак «&» появился в языке программирования на заре развития века технологий. Он нес исключительно практичную миссию – сокращение союза «and» — пер. «и». Зачем?
Все дело в том, что английский союз «И» состоит из трех букв «AND». Такое длинное слово было крайне непрактично использовать в написании кодов программирования, учитывая его частоту употребления – больше, чем любое другое слово. Для экономии места (уменьшения веса кода) – и был придуман забавный символ «&».
В современность амперсанд «зашел» исключительно из-за своего внешнего вида. Как утверждают дизайнеры, он наиболее гармонично вписывается в любую рекламную вывеску, коллаж.
Правдивая история возникновения амперсанда – откуда «&» появился на самом деле
Еще одна теория возникновения чудного значка «&» амперсанд — отдана секретарю древнеримского политического деятеля Цицерона – Марку Туллию Тирону. Как гласит история, Марк решил сократить латинский союз «ET», в переводе означающий «И», таким неприметным знаком из-за большого объема письма.
Подобная закорючка не выделялась из общего текста, так как вся древнеримская письменность имела подобный внешний вид.
Историки утверждают, что эта теория возникновения амперсанда наиболее верная, т.к. была замечена ранее. Лишь в последствии, знак «пришелся кстати» и его стали использовать в программировании и дизайне рекламы.
Кто использует амперсанд в имени бренда – типографический знак в жизни
Как уже было написано ранее, после постоянного написания символа амперсанд в программировании, он стал широко использоваться в типографии. И действительно, символ имеет стильный, мягкий и лаконичный внешний вид. Отлично вписывается между любых слов и выражений.
Именно так подумали создатели брендов: M&M, Dolce&Gabbana, Mark & Spenser и т.д.
Теперь вы знаете, как называется знак & — расскажите об этом друзьям! Кстати, амперсанд есть на клавиатуре почти каждого компьютера. Она расположен на цифре 7, используя английскую раскладку.
kak-nazyvaetsya.ru
самые распространенные символы и их значение
Вы когда-нибудь задумывались, как много символов окружает нас в повседневной жизни? Цель любого знака – это передать смысл, сэкономив при этом место для его обозначения. А знаете ли вы истинный смысл всех тех символов, которые постоянно попадаются вам на глаза? Вы сможете проверить это прямо сейчас, прочитав про историю свастики, про происхождение галочки, и еще про многие другие знаки, висящие на улицах и в общественных заведениях по всему миру.25. Парикмахерская спираль
Фото: Jesse Nandra / flickr
Первоначальное значение символики парикмахерских связано еще со Средневековьем, когда цирюльники были в большей степени хирургами, чем стилистами. Они проводили мелкие медицинские процедуры, начиная с лечения переломов, и заканчивая удалением зубов. Одной из их ключевых обязанностей парикмахеров считалось кровопускание, и именно с этим устаревшим методом врачевания всех болезней и связан внешний вид современной символики. Красные полосы на спирали шеста означают кровь, а белые – чистые бинты.
24. Символ бесконечности
Фото: wikimedia commons
Математическое значение этого знака впервые появилось в 1655 году, когда британский ученый Джон Валлис (John Wallis) впервые использовал рукописную завитушку в своей работе под названием «De Sectionibus Conicis» (трактат о конических сечениях). Валлис никак не объяснил выбор именно такой символики, но считается, что она стала производной от варианта записи числа 1 000 римскими цифрами (CIƆ, CƆ), или значила просто «много».
23. Знак OK
Фото: publicdomainpictures.net
В США символ OK используется, чтобы сообщить, что все в порядке. Однако в некоторых европейских странах этот жест может быть воспринят как оскорбление, ведь там он означает, что вас послали в задницу. В странах Средиземноморья и в Южной Америке этот жест в прямом смысле символизирует анус.
22. Пацифик
Фото: wikimedia commons
Пацифик (или символ мира) состоит из круга, вертикальной линии и 2 коротких диагоналей, и он был придуман убежденным пацифистом Джеральдом Гербертом Холтомом (Gerald Herbert Holtom) 21 февраля 1958 года. Символ стал логотипом марша Комитета прямых действий против атомной войны. Знак был быстро одобрен и перенят западным сообществом хиппи в 1960 годах, а затем распространился и по всему миру. На такой своеобразный чертеж Холтома вдохновила семафорная азбука военных. Художник объединил в своем знаке сигналы N и D, означающих ядерное разоружение. N передается с помощью двух флажков в виде перевернутой буквы V, а D – одним флажком, опущенным вниз, и другим — вверх.
21. Лента, украшенная детальками из головоломок
Фото: wikimedia commons
Этот символ появился в 1999 году и считается универсальным знаком аутизма. По замыслу создателя эскиза он отражает все богатство спектра этого состояния человеческой психики. Разные цвета и формы призваны демонстрировать разнообразие в жизни людей и семей, столкнувшихся с аутизмом. Яркий раскрас ленты означает надежду на то, что люди с аутизмом смогут вести полноценный образ жизни и взаимодействовать с остальным миром на своих условиях.
20. Смайлик
Фото: wikimedia commons
Наверное, это самый распространенный в масс-медиа символ, который чаще всех остальных используется на виртуальных площадках для общения и обмена положительными эмоциями. Смайлик был создан в начале 1970-х годов, и долго описывать его нет смысла, ведь тут все просто – это упрощенное изображение улыбающегося лица. Желтый цвет был выбран из-за традиционного цвета солнца на детских рисунках, и этот значок символизирует светящееся и безоблачное счастье.
19. Символ мужского пола
Фото: pixabay
Символ мужчины или организма мужского рода еще известен как «щит и копье Марса». Начертание круга со стремящейся из него стрелой, направленной в верхний правый угол, должно напоминать римского бога войны Марса, который всегда изображался во всеоружии. Вдобавок этим знаком стали обозначать и саму планету Марс, которую также именуют «планетой войны» или «огненной планетой».
18. Символ женского пола
Фото: Flanker
Значок женщины или «зеркало Венеры» – это и астрономический символ планеты Венера, и символ химического элемента медь, и символ женского рода. Существует несколько версий истории происхождения этого рисунка. Согласно одной из них круг призван напоминать нам о всеобъемлющей природе нашей Вселенной, и представляет собой женскую утробу. Крест внизу круга, добавленный в 16 веке, обозначает, что все живое рождено из духовной сферы.
17. Символ переработки отходов
Фото: wikimedia commons
Происхождение этого культового значка связано с проведением первого Дня Земли в апреле 1970 года. В тот год американская картонная компания Container Corporation of America спонсировала национальный конкурс искусства, посвященного проблемам окружающей среды, и заодно поручила студентам дизайнерских факультетов создать символ, означающий процесс переработки картона и бумаги. Студент Гэри Дин Андерсон (Gary Dean Anderson) выиграл конкурс, предоставив комиссии свой эскиз, состоящий из 3 стрел, символизирующих невосполнимые природные ресурсы Земли, которые надо защищать и сохранять для будущих поколений. Стрелы были нарисованы зелеными в честь цвета растительности.
16. Череп и крест-накрест лежащие кости
Фото: Jorg WarX, Manuel Strehl
Знаменитый символ, состоящий из человеческого черепа и 2 костей, впервые появился еще в античные времена, и, что неудивительно, когда-то он означал смерть и бренность бытия. Впоследствии «Адамова голова» или «Мертвая голова» стала все чаще ассоциироваться с морскими пиратами, которые полюбили украшать этим символом свой черный флаг. Сегодня этот знак печатают на контейнерах с ядовитыми и крайне опасными для здоровья и жизни веществами.
15. Символ сердца
Фото: wikimedia commons
В современной культуре этот знак связан с любовью, чувствами и романтическими отношениями, но в прошлом у него был абсолютно другой смысл. В древней Греции форма сердца символизировала сильфий, вид гигантского фенхеля, который когда-то рос на северном побережье Африки неподалеку от греческой колонии Кирена (Cyrene). Греки использовали это растение, чтобы приправлять им пищу, в качестве лекарства и как противозачаточное средство или для стимуляции выкидышей.
14. Символ радиации
Фото: wikimedia commons
Знак радиации, как правило, состоит из желтого треугольника в черной рамке и схематичного изображения черной сферы с лепестками по прямо центру фигуры. Этот символ используется для обозначения источника радиации, контейнеров с радиоактивными материалами и территорий, где эти контейнеры хранятся. Предупреждающий значок появился в 1946 году, и был задуман как схематическое изображение атома и трех видов его излучения (бета, альфа, гамма). Палитра была выбрана не случайно, ведь в природе желтый и черный цвета нередко встречаются в окрасе ядовитых животных и растений.
13. Жест в форме буквы V
Фото: pixabay
Этот популярный жест представлен поднятыми и разведенными в стороны указательным и средним пальцами, в то время как остальные пальцы зажаты в кулак. У символа есть несколько разных значений, включая успех, одобрение, победу, а также презрение и протест.
12. Свастика
Фото: Jorge Láscar / Australia
В Западном мире свастика стала синонимом фашизма из-за того, что немецкие нацисты наносили ее на все свои знамена и флаги. Однако изначально свастика, существовавшая тысячи лет до кровавых войн 20 века, символизировала удачу. В санскрите (древний индийский язык) этот символ и вовсе означал благополучие. Исконно этот знак использовали индусы, буддисты и джайны. Сегодняшние ассоциации со злом надолго перечеркнули положительную суть этого символа, и, возможно, свастике не скоро удастся оправиться от такого удара по ее репутации.
11. Месяц
Фото: pixabay
Месяц – очень распространенный мотив в исламском мире, но его происхождение на самом деле не связано с мусульманством. Месяц красовался на христианских эмблемах много веков тому назад, и на самом деле он является древнейшим символом в истории человечества, поскольку его старейшие начертания датируются по меньшей мере периодом Вавилонской империи (2100 год до нашей эры). Месяц также символизирует не только религиозные смыслы, но и Луну, а иногда и серебро.
10. Галочка
Фото: pixabay
Этот символ используется для обозначения пунктов из списка, когда они прошли проверку, либо над ними завершено запланированное действие или что-то в них было исправлено. Сегодня галочка широко распространена почти во всех странах мира, но своим появлением она обязана именно эпохе Римской империи. В те времена значок «V» использовался для сокращения слова «veritas», означающего «истинный». Правая часть символа стала вытянутой из-за специфики работы чернильных ручек, которые не начинали писать с первого же движения руки.
9. Символ Bluetooth
Фото: wikimedia commons
Значок Bluetooth связан с древним датским правителем Харальдом Блатандом (Harald Blatand), которого все звали «Синезубым» (Blåtand, blue tooth) за его любовь к чернике и за темные передние зубы. Король викингов прославился тем, что сумел объединить враждовавшие датские племена и создал единое государство.
Сегодня символ ассоциируется с технологией беспроводных сетей Bluetooth, логотип которой был собран из 2 скандинавских рун – Хаглаз (аналог латинской буквы «H») и Беркан (аналог латинской буквы «B»). Вместе они составляют инициалы прославленного Харальда Синезубого.
8. Символ переключателя
Фото: vincentq / Melbourne
Известный символ включения и выключения стал результатом эволюции дизайна пользовательского интерфейса. Изначально большинство пультов управления состояли из отдельных переключателей, работающих для двух состояний – «Вкл» и «Выкл». Позже эти сокращения были заменены цифрами 1 и 0. Чтобы создать одну единственную кнопку, которая бы совмещала в себе оба этих состояния устройства, дизайнеры совместили единицу и ноль, и в итоге появился повсеместно известный значок.
7. Розовая лента
Фото: MesserWoland
С 1979 года розовая лента считается символом рака груди. Изначально эту ленту носили в знак моральной поддержки женщин с этим тяжелым заболеванием, но сегодня она стала символизировать также и здоровье, жизнерадостность и ободрение всех женщин в целом.
6. Символ человека на инвалидной коляске
Фото: wikimedia commons
Квадратная табличка со стилизованным изображением человека на инвалидной коляске – один из самых узнаваемых и понятных символов в мире. Знак был придуман датской студенткой дизайнерского факультета Сьюзэнн Коэфэд (Susanne Koefoed) в 1968 году и ассоциируется с общественными местами, приспособленными под нужды людей с ограниченными физическими возможностями.
5. Знак выхода
Фото: 21jcw
Другой легко узнаваемый международный символ указывает на местонахождение ближайшего аварийного выхода из здания в случае пожара или другой срочной необходимости. Этот знак еще иногда называют «бегущим человеком», а придумал его японский дизайнер Юкио Ота (Yukio Ota) в конце 1970-х годов. Символ вошел в международный обиход уже с 1985 года. Зеленый цвет ассоциируется с безопасностью, так же как и цвет светофора, сигнализирующий о разрешении на движение.
4. Товарный знак
Фото: wikimedia commons
Символ торговой марки указывает на то, что предшествующие ему слово или символ – это товарный знак или знак обслуживания, служащий для индивидуализации товаров, и удостоверенный в соответствующих регистрационных органах страны. Этот символ связан с регламентированием прав на использование товара или марки.
3. Серп и молот
Фото: wikimedia commons
Когда-то серп и молот были самыми узнаваемыми символами и обозначали государственную эмблему СССР, а также ассоциировались с коммунистическим движением. Эти инструменты демонстрировали рабоче-крестьянское единство, в котором молот считался традиционным инвентарем пролетариата, а серп символизировал простых крестьян и урожай. Хотя в европейской религиозной культуре по отдельности молот издавна обозначал агрессивную мужскую силу, а серп – саму смерть.
2. Жезл Асклепия
Фото: pixabay
Жезл Асклепия – это символ, ассоциирующийся с медициной и здравоохранением. Сын бога Аполлона и земной принцессы Корониды, Асклепий был греческим полубогом медицины. Согласно античной мифологии этот герой обладал способностью восстанавливать здоровье больных и воскрешать людей из мертвых. Жезл Асклепия традиционно обвивает змея, потому что древние греки почитали это животное святым и использовали его в ритуалах исцеления.
1. Мальтийский крест
Фото: wikimedia commons
Мальтийский крест чаще всего ассоциируется с рыцарским орденом, управлявшим Мальтийским архипелагом с 1530 по 1798 год. Восьмиконечный крест символизирует 8 обязательств и устремлений рыцарей – жить в истине, иметь веру, исповедовать свои грехи, быть смиренным, любить справедливость, быть милосердным, быть искренним и превозмогать преследования.
bugaga.ru
СИМВОЛ — это… Что такое СИМВОЛ?
СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… … Философская энциклопедия
СИМВОЛ — (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии
Символ — Символ ♦ Symbol Иногда синоним знака, даже (в результате англо американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки. Но язык сопротивляется этому… … Философский словарь Спонвиля
СИМВОЛ — муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля
символ — и устарелое символ. В литературном языке XIX века преобладало ударение символ. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
СИМВОЛ — СИМВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего нибудь, выражающее, означающее какое… … Толковый словарь Ушакова
Символ — в переводческой скорописи условное обозначение или знак, используемые для обозначения группы предметов, явлений. По способу обозначения символы системы записи подразделяются на буквенные, ассоциативные, произвольные. См. также: Символы Системы… … Финансовый словарь
символ — См … Словарь синонимов
символ — (от греч. symbolon условный знак) образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака (особенно в формально логических… … Большая психологическая энциклопедия
СИМВОЛ — СИМВОЛ, а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой н. единицы, величины. • Символ веры 1) краткое… … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Ответы@Mail.Ru: что такое символ
СИМВОЛ. Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») — это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т. п.) . Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы) , так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТа — символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны — все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества — мира.
С древнегреческого символ (греч. symbolon — признак, примета, пароль, эмблема) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых „миров“». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции. Символ — это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления («Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще») , он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нём до сих пор нет. В филологии часто наблюдается подмена понятия символ понятием концепт, который является такой модификацией символа, которая в его равновесном единстве выдвигает вперед культурно-коллективные значения, а индивидуальные оттенки смысла относит к «периферии» . Тогда как символ есть диалектическое единство индивидуального и всеобщего, в котором наитрансцендентный опыт наиболее универсален. Терминологическая путаница в теории концепта может быть устранена при опоре на теорию символа. Так же за определением символа мы можем обратиться к книге Л. И. Тимофеева. Можно привести цитату: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)» . «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.» . «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще — это в сущности разновидности символики» . Гёте определял символ как единство схемы и аллегории. Например, такой символ, как голубь мира, одновременно является и голубем, и знаком мира (восходя к христианской традиции) . В понимании символа невозможно отделить схематическое от аллегорического, именно эта нераздельность и отличает символ от знака или тропа. о. Павел Флоренский : «Символ — такого рода существо, энергия которого срастворена с энергией другого, высшего существа, поэтому можно утверждать, — хотя это и могло бы показаться парадоксальным, — что символ есть такая реальность, которая больше себя самой. ..Символ есть такая реальность, которая, будучи сродной другой изнутри, по производящей ее силе, извне на эту другую только похожа, но с нею не тождественна. ..символика не измышляется кем бы то ни было, не возникает чрез обусловливание, а открывается духом в глубинах нашего существа, в средоточии всех сил жизни и отсюда изводится, воплощаясь в ряде последовательных, друг на друге наслояющихся оболочек, чтобы наконец родиться от познавшего и давшего ей воплотиться созерцателя. ..От нас зависит только — изучить или не изучить язык символов, углубить свое изучение, или остановиться, наконец, — изучать его преимущественно в том или другом направлении. Основание символики — самая реальность. » Сочинения, том 3(1). М. 2000, с. 359, 424, 425.
символа бывают разными
Си́мвол (др. -греч. σύμβολον — «(условный) знак, сигнал») — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта [1]; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений [2]. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение [2][3].
Символ это знак.
Это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений
Это ментальные конструкции. Первооснова материи.. Гугли «Психологический клуб Земиус».
touch.otvet.mail.ru